Николай Ласточкин (schwalbeman) wrote,
Николай Ласточкин
schwalbeman

Крылья, лапы и хвост


Если представлять себе социального философа в виде робота, заброшенного на чужую планету... чиста канкретна по Сартру... то ли в мир людей, то ли и в мир идей... вот он ходит, смотрит, чего-то себе анализирует, дура железная... - то получится, что робот состоит из трёх основных подсистем. Связаны ли они с элементами платонической триады или не связаны – это мне даже как-то и не интересно.

А подсистемы вот какие: ходилка-ездилка – чтобы менять точку обзора да угол зрения, посещать новые места; гляделка-подмечалка – чтобы видеть, что творится вокруг; и скрипелка-думалка, эта предназначена анализировать, обобщать, сравнивать, подбирать теории да модели.

Интересно проследить, как под влиянием потребительского спроса (робот — это ведь бытовая техника типа пылесоса) меняется комплектация наших железяк. На первом этапе своей эволюции, в условиях несформировавшегося рынка, соцфилробот был стационарным, совершенно без ходилок. Соответственно, всю свою жизнь он обозревал один и тот же пейзаж. Смотрелка у него была, но далеко не Карл Цайсс, на Цайсс не хватило бюджета, ибо продакт менеджмент не был уверен в коммерческом успехе устройства. Зато машинка была оборудована неплохим электронным мозгом системы "Платон". Чорт, даже очень неплохим. Теперь таких не выпускают. Второе поколение "Платона", "Стагирит", по заверениям маркетологов, должен был иметь мощнейший транспортёр "Александр" (аналог желтой сборки "Чингисхан" собрал впоследствии очень неплохую прессу). Но с ходилкой и у "Стагирита" почему-то не заладилось, приходится говорить о нём как о полустационарной модели.

Потом было много других моделей, хороших и разных. И у всех у них, вплоть до самого девятнадцатого века, думалки были значительно лучше ходилок. А гляделки были с разной степени дефектами, тут ничего не поделаешь: оптика вещь недешёвая. Потом двигательные система продемонстрировали впечатляющий рывок. Несколько громоздких германских устройств совершили более или менее удачные вояжи на Восток. Многофункциональный комбайн "Гегель" долетел даже до Африки и не нашёл там истории (или того, что думалка "Гегеля" называла этим словом).

Наконец, в XX в. задули ветра перемен и появилась целая линейка устройств, у которых сильной стороной были именно ходилки. Широкой публике до сих пор памятны "Леви/Стросс", обнаруживший в Африке что-то, не заслужившее внимание "Гегеля", и "Бахтин", прыгавший через время, а не через пространство (западный потребитель, пожалуй, скорее вспомнит французскую машинку "Фуко", изящную и претенциозную). Увы, тогда же возникла мода на усложнение диагностики и управления социально-философскими роботами. Многие из них были склонны подвисать; зачастую не обремененный образованием пользователь не мог понять, действительно ли думалка его устройства работает должным образом — такой тонкой была грань между нормой и аберрацией. Электронные мозги новейших моделей стали очень сложными – и подчас факт их исправности не могли удостоверить даже дипломированные специалисты.

Возникла и другая проблема, чрезвычайно неприятная прежде всего своей недооценённостью. Качество оптики моделей конца XX в., в отличие от качества двигательных систем, не только не улучшилось, но и претерпело очевидный регресс. Маркетологи фирм-производителей намеренно отвлекали внимание покупателей от этой печальной тенденции. К сожалению, с социальными философами произошло то же, что и с видео- и фотокамерами: их начиняли всё более совершенными "мозгами", картами памяти, софтверными стабилизаторами, прилагали к ним цветастое и бесполезное программное обеспечение — всё в ущерб качеству линз и объективов. Лишь немногие покупатели, справедливо полагающие ходилки практически бесполезными в условиях чрезвычайно низкокачественных гляделок, голосовали против такой продукции кошельком. Большинство с удовольствием выкладывало наличные. До сих пор, к примеру, замечательно продаётся австрийско-британский "Поппер", с довольно мощным двигателем и очень совершенным аналитическим процессором – но почти совершенно слепой.

Увы, в своём невесёлом рассказе я не могу не упомянуть и некоторые чисто маркетологические болезни индустрии. Главным образом речь идёт о комплектации социальных философов несвойственными им пропагандистскими кричалками. Что-то в этом роде случалось и раньше ("Гегель", к примеру, рекламировал каких-то прусских поставщиков услуг населению), но феномен рубежа XX и XXI веков — машина с почти не видящими гляделками, развивающими бешеную скорость бегалками, неадекватно работающей думалкой и иерихонского масштаба кричалкой — никогда ещё прежде не огорчал публику плодами своей кипучей деятельности. Кажется, именно в этот момент к индустрии присоединился азиатский производитель: многим памятна японо-американская "Фукуяма", прославившаяся тем, что сама отозвала себя с магазинных полок. Увы, не каждое современное устройство находит своим кричалкам подобное достойное применение.

Закончить повествование я хотел бы кратким обращением к изготовителям социальных философов. Пожалуйста, сделайте что-нибудь со своими маркетологами! Покупателю нельзя дурить голову до бесконечности. Если сегодня вы не поймёте этого сами, то завтра объективные рыночные механизмы донесут эту истину до вас - но уже не самым приятным образом. Или не донесут? Нет, мы всё же надеемся, что донесут. Поймите наконец, что ходилки и думалки ваших аппратов уже достаточно мощны. Их более не нужно совершенствовать. На ходилки я бы даже навесил ограничители, чтобы они банальным образом не превышали скорости в сельских районах. Думалки тоже можно сделать проще и примитивнее — если за счёт этого можно будет гарантировать прослеживаемость их внутренней логики и общую адекватность работы. Работать нужно над оптикой! Именно это самое слабое место ваших конструкций. Многочисленные слепые пятна, аберрации дали и близи, плоская и даже одномерная картинка — вот что внушает нам страх и отвращение.

Мы, простые потребители, прекрасно понимаем важность мышления и движения. Но мы хотели бы напомнить вам и о важности зрения. И добавьте, пожалуйста, к кричалкам хотя бы колёсико громкости.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments